Учитель начальных классов

Козлова Галина Юрьевна


 

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА
«С ОГНЕМ ШУТИТЬ НЕЛЬЗЯ»

Цель: привитие учащимся навыков осторожного обращения с огнем.
Задачи:

  • Обучающая:повторить с детьми правила пожарной безопасности, меры по предупреждению пожаров в природе.
  • Развивающая: развивать способности, которые дали бы детям возможность правильно оценивать различные ситуации, совершенствовать навыки наблюдательности и бдительности.
  • Воспитательная: воспитывать ответственность за жизнь и здоровье своё, окружающих, охрану родной природы.

Оборудование: творческие работы детей на противопожарную тему, табло для результатов игры, карточки с ситуационными заданиями, плакаты с пожарной тематикой, кроссворд, пожарный рукав, телефонные аппараты, макет пламени из бумаги, воздушные шары, спички, сосновые шишки, вёдра, пожарная каска, колокольчики.
Ход мероприятия
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня состоится конкурсно-познавательная программа «С огнем шутить нельзя». К конкурсу допускаются все участники, которые прошли инструктаж и готовы показать свои знания по соблюдению мер пожарной безопасности.
Невозможно провести конкурс без судейской коллегии – объективной, бескорыстной, честной. Судьями нашего конкурса станут: учитель физкультуры, учитель ОБЖ, педагог-организатор.
Правильно говорят: друг познается в беде. Но в жизни довольно часто с бедой оказываешься один на один и опасную ситуацию приходиться преодолевать в одиночку. Поэтому, даже оставшись без помощи в лесу, поле, степи, ты должен уметь выбрать правильное решение, найти путь к спасению. Здесь кроме мужества и воли обязательно понадобятся знания о пожарной безопасности, о методах предупреждения пожара и способах тушения.
Звучит музыка. Вбегают два Мальчиша-плохиша.
1-й Мальчиш: Чем бы нам с тобой заняться?
2-й Мальчиш: Что бы такого сделать плохого?
Осматривается, поднимает спичечный коробок.
1-й Мальчиш: О! Спички, так-так. Я, кажется, придумал. Давай мы с тобой костерок разведем!
2-й Мальчиш: Вот здорово! давай!
Достают спички, пытаются зажечь.
Ведущий: Ой, что это вы делаете?
Мальчиш от неожиданности роняет коробок.
1-й Мальчиш: Что это вы кричите? Пожар что ли?
Ведущий: Не появись я вовремя -пожара не миновать.
2-й Мальчиш: Ой, ой, ой! Из-за какой-то малюсенькой Спички?
Ребенок: Ростом спичка невеличка,
                 Не смотрите, что мала.
                 Может сделать много зла.
                 Крепко помните, друзья,
                 Что с огнем шутить нельзя.
Ребенок: Не играй дружок, со спичкой!
   Помни ты, она мала,
                 Но от спички-невелички
                 Может лес сгореть дотла.
2-й Мальчиш: Ух, ты! А мы и не знали, что маленькая спичка может быть большой хулиганкой.
Ведущий: А ведь причиной пожара может стать не только спичка. Оставайтесь с нами и узнаете много полезного и интересного; о правилах поведения при пожаре, о том, какие меры безопасности необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня.
Мальчиши: Ладно, уж, останемся! Вдруг пригодится.
Садятся в зрительный зал.
Ведущий: Вот и замечательно! А я думаю, что нам пора познакомиться с нашими командами «Огонек» и «Уголек». Капитаны, доложите о готовности.
Капитан: Команда «Огонек», девиз которой: «Легче, чем пожар тушить, нам  его предупредить».
Капитан: Команда «Уголек», девиз которой «Крепко помните, друзья с огнем шутить нельзя».
Для участников команд приготовлены столы и стулья. У каждого ребенка пришита эмблема с названием команд.
Ведущий: Участникам команд занять места. А судить сегодняшние команды будет компетентное жюри. Результаты конкурсов вы увидите на этом табло. Кто выигрывает конкурс, тот тушит пожар.


огонек

 

 

 

 

 

уголек

 

 

 

 

 

Ведущий: Ребята, что нужно сделать, если вы видите, что начинается пожар? (Ответы детей из зала). А как вы думаете, почему пожарный номер такой простой?
После ответов детей ведущий обобщает.
«01» - простой номер, его всякий запомнит.
«01» - короткий номер, при пожаре дорога каждая минута.
«01» - удобный номер, его легко набрать даже в темноте.
Пусть каждый знает гражданин –
Пожарный номер - «01».
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал - 
Смело трубку в руки взять,
 «01» сумей набрать.
И вот машины красные
Спешат в места опасные.
Прохожие сторонятся –
Пожарные торопятся.
Первый конкурс
Уважаемые участники команд, перед вами стоят телефоны. Ваша задача: завязать себе глаза, набрать номер «01», вызвать пожарную службу, передать повязку следующему. Участвуют все игроки команд.
Жюри:
Молодцы! Итог этого конкурса один:
Если где-то задымится,
Если что-то загорится,
По тревоге как один
Позвоним по... «01»!
Жюри зачеркивают костры.
А теперь, пока не прибыли пожарные, нужно приступить к тушению пожара. А вы знаете, ребята, как в зависимости от того, что горит, правильно тушить? Сейчас мы это выясним.
Второй конкурс «Игровые ситуации»
Самый быстрый. Участникам дается пожарный рукав, его необходимо раскатать и скатать. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно раскатает и скатает пожарный рукав.
Самый меткий. От линии на расстоянии 10 шагов ставится ведро. Участникам выдается 10 сосновых шышек, которые надо бросить в ведро. Выигрывают самые меткие.
Самый зоркий. Плакат с пожарной тематикой разрезается на квадратики и в конверте выдаются участникам. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро соберет плакат.
Самый смышленый. Участникам выдается конверт, в котором содержится карточки со словами песок, одеяло, вода, огнетушитель. Задание участникам: «Вы увидели в лесу тлеющие угли костра. У вас в конверте есть набор средств тушения. Ваши действия?» Участники должны на рисунок тлеющего костра  положить карточки со словами, обозначающими средства тушения. (Угли – вода – песок – огнетушитель).
Ведущий:Слово предоставляется жюри для подведения итогов конкурса.
Третий конкурс «Разгадай кроссворд».
Смотри приложение № 1.
Четвертый конкурс-эстафета «Мы юные пожарные»
Звучит быстрая музыка. Первый участник эстафеты бежит от линии старта к стулу и бьет тревогу (звонит в колокольчик), возвращается к команде. Второй участник бежит к стулу, надевает пожарную каску, возвращается. Третий участник бежит к стулу, берет пожарный рукав и разворачивает его. Четвертый участник берет рукав и тушит пожар и возвращается к команде. Как только последний участник вернется, все дружно должны крикнуть: «Задание выполнено!».
Пятый конкурс
Из строчек сложить стихотворение.
Задание первой команде.
Знает каждый, знают все.
А то быть большой беде.
То, что спички не игрушки,
Не давайте детям спички,
Задание второй команде.
Я и ты за все в ответе,
Не стоит никому на свете
Так не забудьте об одном:
Шутить с огнем, играть с огнем!
Для объявления итогов пятого конкурса слово предоставляется жюри.

Ведущий: Учащиеся 5-6 классов покажут для нас сказку об осторожном обращении с огнем в лесу.
Агитсказка «Не оставляй костёр в лесу!»
Смотри  приложение № 2.

Шестой конкурс — конкурс капитанов
Однажды из-за игры со спичками на поляне начался пожар. Надо потушить возгорание, верно ответив на все вопросы.
Языки пламени прикреплены иголочками к демонстрационной доске. На каждом — вопрос. Снимается по одному язычку, вопрос зачитывается. Когда на все вопросы получены правильные ответы, «пламя потушено».

  • Где можно разжигать костер в лесу? Где нельзя?
  • Как оборудовать место под костер?
  • Что надо сделать, прежде чем уйти из леса?
  • Что надо предпринять при  возгорании?
  • Назовите средства тушения пожара.
  • От чего люди гибнут при пожаре?

Ведущий: С этим заданием капитаны справились хорошо. Вы затушили все язычки пламени. Пока жюри подводит итоги.
Седьмой конкурс «Доскажи словечко».
 Поиграем в игру «доскажи словечко».
С огнем бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы... (пожарные)

Знайте, в гневе он сердит,
Никого не пощадит.
Ты рукой его не тронь,
Обожжет тебя... (огонь)

Знают все, человек без огня
Не живет ни единого дня.
Но когда у огня сильный жар,
Может просто случиться... (пожар)

Валит дым, как из печи...
Не метайся, не кричи.
Ты не жди других картин —
Звони скорее ноль — ... (один)
Ведущий: Ай, да молодцы!
Сейчас проверим, как вы усвоили правила пожарной безопасности. Вы будете дружно отвечать на мои вопросы, произнося хором там, где речь в стихотворении идет о вас, слова: «Это я, это я, это все мои друзья».
Начинаем.
Кто, почуяв запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, почуяв дым, говорит: «Пожар! Горим!»
Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
Кто костры не поджигает и другим не разрешает?
Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
Признайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит с огнем?
Ребенок:  Говорим – огонь нам друг!
                  Но врагом он станет вдруг,
                  Если мы о нем забудем,
                  Отомстит он сразу людям.
                  Пожалеете о том
                  Вы в сражении с огнем.
                  Тут он страшен и суров –
                  И от леса куча дров.
 
Ребенок: Если ты хочешь костер развести,
 Нужно его землей обнести.
                  Ну а будешь уходить,
                  Не забудь водой залить.

Ребенок:  Пылает лес, бушует жар-
Природу охватил пожар.
                  Кто виноват в игре огня?
                  Всего лишь искорка костра!

Ребенок:  Не играй с костром в лесу!
  Будь внимателен к нему.
                  Прежде чем зажечь его,
                  Сделай ямку для него.

Ребенок:  Не оставляй костер в лесу:
       Обидишь рысь ты, и лису,
                  И многих маленьких зверят.
                  Ведь норки их дотла сгорят.

Ребенок:  Чтобы в лес не пришла беда,
Будьте с огнем осторожны всегда.
Сегодня вы, ребята, доказали, что знаете правила пожарной безопасности.
А теперь слово предоставляется жюри для озвучивания окончательных итогов.
Ведущий:Правила пожарные без запинки знайте!
                    Правила пожарные строго соблюдайте!
Вручение воздушных шариков участникам.

Приложение № 1.

                    Кроссворд 

 1.В маленьком амбаре держат сто пожаров.
2. Дым увидел – не зевай, нас скорее вызывай.
3.От маленькой меня не оберешься ты огня.
4. Весной веселит,
   Летом холодит,
   Осенью питает,
   Зимой согревает.
5.Что, дотронувшись едва, превращает лес в дрова.
6.Выпал на пол уголек,
    Деревянный пол зажег.
    Что поможет нам друзья?
    А поможет нам…
7. Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет.
Приложение № 2.

«Не оставляй костёр в лесу!»
Агитсказка
Дети идут по лесу (звучит грамзапись лесных звуков), играют,
 девочка собирает цветы, мальчик собирает хворост для костра.

Девочка: Русский лес! Берез листва,
                 Пенье птиц и тишина...
                 Зов ветров и ширь полей.
                 Лучше не найти, поверь!
                 Это все твое, и ты —
                 Властелин своей земли!
Ребята составляют костер. Девочка увидела бабочку и убежала, а мальчик нашел гриб и пошел в лес. Костер разгорается (танец костра), а затем затухает. Один из угольков охает, стонет, потягивается.

Ветерок: Кто это стонет так жалобно?
Уголек:    Помогите, пожалуйста!
                 Я всеми забытый, заброшенный;
                 Я злою золой припорошенный.
Ветерок: Как мне жалко тебя, уголек!
Уголек:    И представь, никому невдомек,
                  Как я голоден, как одинок,
                  Как озяб я, как тяжко болею.
Ветерок: Что с тобой?
Уголек:    Не видишь? Я тлею.
                  Ты бы очень помог мне,
                  Родной ветерок,
                  Если дал бы взаймы мне
                  Соломы пучок.
Ветерок дует изо всех сил и подгоняет пучок соломы к костру.
Уголек жует солому, набирает силу.

Уголек (разъяренно):
                  Я уж было погас,
                  Я уж было потух,
                  Но, на счастье, попался
                  Мне этот лопух! (Смеется.)

Уголек свистит и созывает своих друзей-угольков из костра.
Угольки:
             — Я беды натворю!
             — Я хлеба подпалю!
             — Я леса подожгу!
Угольки (хором):
                  Ой-ля-ля! Ой-ля-ля!
Песня угольков:
                  И не игрушки мы,
                  Не для потехи мы,
                  А уголечки мы,
                  А головешки мы.
                  Головы горячие,
                  Под золою прячемся мы.
                  А великий наш огонь, огонь,
                  Кто тут смелый, ну-ка тронь,
                  Ну-ка тронь!
Музыка огня. Угольки танцуют вокруг огня. Костер разгорается. Угольки берут из костра другие угольки и кидают в лес, в муравейник,
 крича при этом: «Ой-ля-ля! Ой-ля-ля!»

Уголек:    Эй, кидай сюда, братва!
                  До чего суха трава!

Разбрасывают угольки, все горит. Угольки веселятся, смеются.

Уголек:    Эй, братва, сюда кидай,
                  Все вокруг, лес поджигай!
Угольки (хором):
                  Ой-ля-ля! Ой-ля-ля!

Звучит сирена пожарной машины.
Пожарный:
                  Угольки, а ну-ка стой!
                  Ишь устроили разбой!
                  Ведь пожар в лесу — беда,
                  Лес сгорит тогда дотла.

(Звучит печальная музыка.)
             
                  Много бед пожар наделал...
                  Кто виновник, кто все сделал?
Дети (виновато):
                  Мы в лесу костер зажгли,
                  Посидели и пошли,
                  А огонь не потушили:
                  Про него мы и забыли.
                  Ветром пламя разметало,
                  И вокруг как в печке стало.
                  До небес огонь поднялся
                  И за нами вслед погнался.
Пожарный:
                  Чтобы не было пожаров,
                  Надо правила всем знать.
                  Их, конечно, очень много —
                  Выучим хотя бы пять.
                  Возле дома и сарая
                  Разжигать костер не смей!
                  Может быть беда большая
                  Для построек и людей.
                  И в лесу костер опасен —
                  Для деревьев, птиц, зверей.
                  Будет лес для всех прекрасен
                  Без пожаров и углей.
                  Чтоб огонь не убежал,
                  Чтоб он место свое знал,
                  Ты ему создай преграду:
                  Из камней, земли ограду.
                  Уходя, засыпь землей
                  Или все залей водой.
                  Чтобы выросла пшеница,
                  Нужно много потрудиться —
                  Ты костер не разжигай
                  Там, где зреет урожай.
                  Вдруг одежда загорелась —
                  Сразу на пол ты вались,
                  Сразу по полу катайся,
                  В одеяло обернись.
                  Всем давно понять пора:
                  Детям спички не игра!
                 Пусть и взрослым будет ясно...
Дети (хором).
                Что с огнем шутить опасно!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

 

Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер: ноль – один!

Ребята! Будьте осторожны с огнём в лесу и в поле!

С огнём не шути! Сгореть можно.
С огнём обращайся очень осторожно!

Ребята! Берегите лес!
Помните, что его злейший враг – огонь.

Ребята! Не играйте с огнём
 и не разрешайте этого своим товарищам!

 

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЧС, СВЯЗАННЫХ С ПОЖАРАМИ

 

Лесные пожары и их последствия.

Лесным пожаром называется стихийное, не находящееся под контролем человека распространение огня по лесной площади. Следовательно, разведение костров в лесу, сжигание порубочных остатков и другие работы с применением огня, проводимые под контролем рабочих и с соблюдением правил пожарной безопасности, не относятся к лесным пожарам. Однако, если при этом огонь уходит из зоны контроля, то такой распространяющийся огонь следует считать уже лесным пожаром.
Лесные пожары являются огромным бедствием. Они наносят большой вред лесу, а также представляют опасность для человека. При пожарах сгорает или повреждается древесина, прекращается естественное возобновление леса. В лесах, ослабленных пожарами, размножаются вредные лесные насекомые, которые со временем перемещаются на соседние здоровые насаждения, повреждая их. Огонь уничтожает гнездовья ценных птиц и кормовую базу пушного зверя. В равнинных лесах пожары зачастую ведут к заболачиванию территории, а в горных — являются причиной смыва почвенных слоев с горных склонов, из-за чего мелеют и пересыхают горные реки и ручьи.
Лесные пожары уничтожают базы лесозаготовительной промышленности и другие предприятия, и жилые постройки, расположенные в лесу. Степень задымленности атмосферы бывает настолько сильной, что на длительный период могут прекратить работу водный и воздушный транспорт. Особую опасность представляют пожары для населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от лесных массивов, так как при сильных пожарах, принявших характер стихийных бедствий, огнем могут быть уничтожены поселки и деревни.
Горючесть лесного материала объясняется наличием в составе древесины углерода и его соединений с другими элементами (кислородом, азотом, водородом и др.). При нагревании древесина распадается на горючие газы и твердый остаток — древесный уголь. Чтобы древесный материал загорелся, его надо предварительно нагреть. При нагревании дерева до температуры 150° происходит выделение воды и подсушивание. С повышением температуры усиливается разложение древесины, образуется уголь, выделяются горючие газы, которые воспламеняются при температуре, близкой к 300°. Свыше 300° уголь загорается, после чего горение продолжается без участия начального источника тепла. Чем суше материал, тем меньше тепла нужно на испарение влаги и подготовку к его воспламенению. Таким образом, сухие древесные материалы воспламеняются легче, и горение по ним распространяется быстрее.
Лесные материалы очень неоднородны по составу и свойствам. Они неодинаково быстро воспламеняются, высота пламени и скорость распространения огня по отдельным их видам различны.
Если сделать вертикальный разрез лесных горючих материалов, прослеживаются три основных слоя, характерных для всех типов леса:

  • верхний слой (живая растительность из высших растений — трав, кустарников, деревьев);
  • средний слой (мхи и лишайники, мелкий опад и засохшая трава);
  • нижний слой (лесная подстилка и торф).

Далее следует минеральный слой почвы. Эти слои горючих материалов имеют разную структуру и неодинаково горят в различные периоды пожароопасного сезона.
Чаше всего лесные пожары начинаются с загорания среднего слоя. От его влажности, количества и характера распределения горючих материалов зависит характер горения. Если нижний слой лесная подстилка и торф — достаточно сухой, то огонь с поверхности проникает в глубь органического слоя почвы. При большом количестве горючего в поверхностном слое тепла оказывается достаточно для просушивания растений верхнего слоя, и они также начинают гореть. Следовательно, лесной материал, опасный в пожарном отношении, можно разделить на две группы: первичное и вторичное горючее. К первичному горючему, с которого начинается лесной пожар, относятся мхи, лишайники и сухая трава. Ко вторичному — разложившийся слой и высшие растения. Отсюда вытекает деление лесных пожаров на три основных вида:

  • низовые;
  • верховые;
  • подземные.

Низовыми называются лесные пожары, распространяющиеся по напочвенному покрову. Низовые пожары бывают двух форм: беглые и устойчивые. Беглыми называются пожары, при которых горит напочвенный покров, опавшие листья и хвоя. Такие пожары характерны для весеннего периода, когда просох лишь самый верхний слой мелких горючих материалов. В большинстве случаев беглые пожары распространяются с большой скоростью. Для них характерно пламенное горение. Огонь быстро сжигает то, что способно гореть, и движется дальше. Отсюда и название «беглый пожар», т.е. пожар, при котором горение на участке продолжается лишь короткий промежуток времени. При беглом пожаре сгорает самосев леса, обгорает поверхность кроны нижней части деревьев и обнаженных корней, хвойный подлесок.
Верховые пожары характеризуются распространением огня по кронам и стволам деревьев верхних ярусов. Это дальнейшая стадия развития низовых пожаров. Важная особенность верхового пожара состоит в том, что низовой огонь является его необходимой составной частью.
Подземным и называются пожары, распространяющиеся в слоях торфа и перегноя. При горении торфяников такие пожары называются также торфяными. Подземные пожары — дальнейшая стадия развития низового устойчивого пожара на участках с торфяными почвами или с мощным слоем подстилки (более 20 см). Они возникают после длительного периода засухи. Торф или подстилка прогорают на всю глубину до минерального слоя почвы или до влажных слоев, в которых не может продолжаться горение. При этом сгорают и корни деревьев, находящиеся в слое торфа или перегноя, а сами деревья падают.

Способы тушения лесных пожаров

Захлестывание грунтом кромки беглого низового пожара

Беглый пожар — это пожар, при котором горение на каждом участке продолжается лишь короткий промежуток времени. Для тушения этим способом берут пучки ветвей длиной 1—2 м или целые небольшие деревца (лучше лиственных пород), двигаясь рядом с потушенной кромкой, наносят сбоку по кромке огня скользящие удары, как бы сметая горящие материалы на уже выгоревшую площадь. Сбив основное пламя, при следующем ударе по этому же месту пучок задерживают, прижимают к горящей кромке и поворачивают. При всей своей примитивности этот способ хорош тем, что позволяет использовать подручные средства, всегда имеющиеся около лесного пожара, и доступен каждому.
Для забрасывания кромки огня вручную грунтом используют железные штыковые или полусовковые лопаты. Около кромки копают ямы, из которых берут грунт и бросают его вдоль кромки. При тушении сначала сбивают пламя, а остановив пожар, снова обходят кромку и насыпают по ней грунт сплошной полосой толщиной 6—8 см и шириной 40—60 см. Пни и валежники засыпают более толстым слоем.

Создание минерализованных полос и канав при помощи почвообрабатывающих орудий и взрывчатых материалов

Из почвообрабатывающих орудий для этих целей могут использоваться бульдозеры, а также тракторы и тягачи с плугами. Минерализованные полосы могут быть:
заградительными — для остановки распространяющегося пожара или надежной его локализации;
опорными — при пуске отжига.
При создании минерализованной полосы убирают с  трассы валежник, а также подрост, находящийся рядом с минерализованной полосой на стороне, обращенной к пожару. Для остановки подземных паров создают канавы глубиной до минерального слоя почвы или до уровня грунтовой воды.
Когда невозможно с достаточной быстротой доставить машины с почвообрабатывающими орудиями, а применение легких механизмов или ручного труда неэффективно, используются взрывчатые материалы. Эти работы проводятся обученными взрывниками.

Тушение пожаров водой

На пожарах используют воду из имеющихся в лесу водоемов, а при отсутствии их вблизи пожара — подвозят в цистернах, а также доставляют в специальных емкостях на вертолетах.

Тушение пожаров растворам и химикатов

В борьбе с лесными пожарами химические вещества используют как для непосредственного тушения пламени, так и для создания огнезащитных полос.
Потушенная раствором химиката кромка пожара при дополнительном ее опрыскивании практически становится локализованной, так как обработанный химикатом напочвенный покров на продолжительное время делается пожароустойчивым.

Проведение отжига

Для остановки сильных низовых и верховых лесных пожаров необходимы широкие, освобожденные от горючих материалов полосы. При большой протяженности кромки огня, когда отсутствует возможность быстрого привлечения на тушение пожарной техники, остановить пожар можно отжигом — пуском огня по напочвенному покрову навстречу низовому или верховому пожару. Таким способом на пути распространения пожара создают широкую выжженную полосу. Отжиг проводят в определенных погодных и лесорастительных условиях, обеспечивающих безопасность.
Из года в год ущерб природе наносит по весне сжигание сухой травы на лесных полянах, лугах, на полях. Из седой старины пришло убеждение, что плодородность лугов и полей повышается, если сжечь на них старую траву. Современная наука опровергает этот довод. Палы ежегодно наносят ощутимый вред лесному хозяйству и торфяным массивам.

 

 

 

Правила поведения в лесу

В подавляющем большинстве случаев загорания в лесу происходят от нарушения правил пожарной безопасности и неосторожного обращения с огнем. Увеличение загораемости в лесах вызвано усиленным освоением лесных территорий, ростом притока людей в лес.
Пожароопасным в лесу считается сезон с момента схода снежного покрова до наступления устойчивой дождливой осенней погоды. Во время пожароопасного сезона правилами запрещено разводить костры в местах, где это может привести к пожару, употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющегося или тлеющего материала (бумага, пакля), бросать в лесу горящие спички, окурки, оставлять промасленные обтирочные материалы в непредусмотренных для этого местах, а также заправлять машины горючим при работающем двигателе.

Для всех организаций, предприятий и учреждений установлены следующие основные обязанности:

  • при строительстве в лесу дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций убирать оставшуюся древесину и другие горючие материалы;
  • иметь в лесу в местах работ, на объектах и в зонах культурно-массовых мероприятий противопожарное оборудование и средства для тушения лесных пожаров по установленным нормам и содержать их в пожароопасный сезон в полной готовности.

 

Туристическим базам, оздоровительным лагерям, проводящим в лесах культурно-массовые мероприятия, разрешается использовать в пожароопасный сезон лесные участки в качестве постоянных мест отдыха, для устройства туристских стоянок и т.д. только при условии оборудования на этих участках мест для разведения костров и сбора мусора.
При возникновении пожара в лесу выбор способа тушения зависит от характера самого пожара, условий, в которых он действует, имеющихся сил, средств пожаротушения и возможности доставки их к месту пожара.

Наиболее частые ПРИЧИНЫ лесных пожаров — это незатушенные костры, брошенные окурки, спички. В жаркую сухую погоду достаточно искры, чтобы вспыхнул огонь, особенно в хвойном лесу.

Не следует разводить костры в ветреную погоду, а также без особой надобности. Если в этом все же возникает необходимость, к примеру в турпоходе, то следует помнить, что правила пожарной безопасности запрещают разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на лесосеках, захламленных сухими порубочными остатками.

Запрещается разводить костры на торфяниках и вблизи скирд сена (соломы). Большую опасность представляют собой старые пни и валежники: тление в корнях или гнилой сердцевине может перерасти в лесной пожар.
Для костра следует выбирать место на песчаной или галечной косе у реки или у озера. Можно также развести костер на открытой поляне. Место вокруг будущего костра надо обложить камнями, очистить от сухой травы, шишек, веток — проще говоря, удалить все, что может гореть, на расстояние не менее 0,5 м.
Покидая место привала, надо обязательно потушить костер. Если поблизости нет воды, необходимо тщательно засыпать его землей. Несгоревшие головешки необходимо тушить отдельно, угольки утрамбовывать ногами. Если есть лопаты, то можно перекопать место костра. В случае, если в лесу замечен пожар, обязанность каждого — незамедлительно сообщить об этом работникам лесного хозяйства или в милицию.

 

калндарь на этот месяц



Яндекс.Погода


 
Hosted by uCoz